Наземный общественный транспорт Череповца - самый популярный и самый доступный для горожан вид транспорта.
Наиболее ранним общественным транспортом в Череповце можно считать Железнодорожный транспорт. В 1872 году состоялось открытие Вологодско-Ярославской железной дороги, а в 1897-м была пущена в эксплуатацию узкоколейка от Вологды до Архангельска. В 1907 году завершилось строительство железнодорожной ветки Санкт-Петербург – Вологда – Вятка.
До 30-х годах
ХХ столетия весь наземный транспорт в Череповце преимущественно
был гужевым. Зафиксирован даже случай
своеобразного рекорда. Мерин по кличке
Мальчик провез груз весом в пять тонн
от речного порта до Ветки Чола.
Дальнейшее развитие транспорта связано со строительством в городе череповецкого металлургического завода. Для строителей ЧМЗ было выделено несколько грузовых автомобилей, оборудованных фургонами. В народе их называли шарабаны.
В первой половине 1950-х годов было создано автотранспортное предприятие, в состав которого входил не только автомобильный, но и гужевой транспорт. Управление занималось как пассажирскими, так и грузовыми перевозками.
В 1955 году начал свою работу Череповецкий Металлургический Завод и город стал расти быстрыми темпами, соответственно, стала развиваться и транспортная система, которая с 1956 года состояла из трамвайной системы и собственно автобусных линий.
В конце 1980-х годов, когда была принята первая транспортная схема города, впервые заговорили и о возможности создания троллейбусного парка. Однако начать строительство удалось только в 1991 году. Будущая троллейбусная линия должна была связать Зашекснинский микрорайон с промзоной на западе города.
Работы велись до 1998 года и были приостановлены за недостатком средств. В настоящее время строительство прекращено. Уже размещённые элементы контактной сети были демонтированы в 2008 году.