Электричек сразу в двух направлениях могут лишиться вологодские пассажиры. Речь идет о пригородных поездах Вологда — Череповец — Бабаево и Вологда — Вожега, которые ежедневно перевозят тысячи пассажиров. О решении, которое пока только обсуждается, заявили накануне в руководстве Северной пригородной пассажирской компании. Причиной такой непопулярной меры стали убытки, которые несут железнодорожники, и которые не компенсируют областные власти. Хотя должны, по закону.
Август — самый напряженный месяц для пригородных перевозок. Причем на всех четырех направлениях: Череповец , Вожега, Данилов и Буй. Два десятка рейсов ежедневно. Перед отправлением скапливается очередь у билетных касс. Ежедневно кассиры продают по 500 билетов, а в выходные — и все тысячу. И весь этот пассажиропоток в ближайшее время рискует остаться на перроне. Северная пригородная пассажирская компания, которая сейчас занимается перевозками, заявила о возможной отмене самых популярных электричек. Они сейчас приносят компании только убытки. «Мы ведем сейчас разговор об отмене электричек на Вожегу и на Череповец, — рассказал генеральный директор СППК Сергей шутов, — все дело в том, что компания за полгода понесла убытки на 240 миллионов рублей. А компенсация не заложена в бюджет области». Пригородные перевозки убыточны изначально, поясняют железнодорожники. Это, скорее, социальный вид транспорта. Потому по федеральному закону именно региональные власти должны делать заказ, сколько электричек и в каком направлении нужно пустить. На областной бюджет ложится по закону и компенсация убытков. Вологодчина — единственный регион, где власти этого не делают. И если ситуация не изменится, в ход пойдут крайние меры, которые неизбежно отразятся на огромном количестве пассажиров. По самым скромным подсчетам, за полгода около миллиона вологжан отправляются в путь на электричках. В первую очередь — череповецких и вожегодских, над которыми нависла угроза закрытия. Причем именно на этих маршрутах много точек, куда другим видом транспорта просто не добраться.
По информации ТК " Альтернатива", за 7 месяцев 2011 года убытки ОАО "Северная пригородная пассажирская компания" от организации перевозок составили более 1,5 млрд рублей. При этом из областных бюджетов удалось компенсировать лишь часть этих средств – 68,1 млн рублей.
При этом из областных бюджетов удалось компенсировать лишь часть этих средств – 68,1 млн рублей. Так, убытки компании от организации пригородных перевозок в Ярославской области составили по итогам 7 месяцев более 500 млн рублей, из которых компенсировано субсидиями из бюджета около 39,8 млн рублей. В Архангельской области убытки составили более 241 млн рублей, субсидиями компенсировано 28,3 млн рублей. Убытки в Вологодской области составили более 241 млн рублей, в Костромской области – свыше 157 млн рублей, в Ивановской области цифра составляет почти 161 млн рублей. Организация пригородного сообщения во Владимирской области повлекла убытки в размере 66 млн рублей, в Тверской области – свыше 4,5 млн рублей, в Кировской – более 24 млн рублей. С начала текущего года субсидии в адрес железнодорожников из перечисленных регионов (за исключением Ярославской и Архангельской областей) не поступали.
В Республике Коми региональные власти в поисках оптимальной транспортной схемы уже отменили значительную часть пригородных поездов. За 7 месяцев 2011 года убытки от организации пригородных пассажирских перевозок в Республике Коми составили более 117 млн рублей, при этом субсидии ОАО "СППК" из регионального бюджета республики в текущем году также не выплачивались.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обязанность по организации пригородного железнодорожного сообщения в части государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок в пригородном сообщении возложена на органы власти (постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 года N 950). Кроме того, в соответствии со ст. 11 ФЗ № 147-ФЗ от 17.08.1995 года "О естественных монополиях" органу регулирования естественных монополий дано право самостоятельно определять маршруты движения пригородных поездов.
В 2011 году деятельность по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении выведена из состава ОАО "РЖД". Это достигнуто путем создания пригородных пассажирских компаний. С 1 января 2011 года в регионах, обслуживаемых Северной железной дорогой (Ярославская, Ивановская, Костромская, Вологодская и Архангельская области, Республика Коми, а также частично Тверская, Кировская, Владимирская области), деятельность по перевозке пассажиров и багажа пригородным железнодорожным транспортом осуществляет ОАО "СППК" ("Северная пригородная пассажирская компания").
ОАО "СППК" является полноправным перевозчиком, оказывающим услуги пассажирам. Между ОАО "СППК" и Северной железной дорогой действуют договоры на пользование инфраструктурой и аренды подвижного состава. Доходы пригородной пассажирской компании складываются из выручки от продажи билетов, из средств, полученных за перевозку региональных и федеральных льготников и железнодорожников, и субсидий региональных бюджетов, сообщила служба корпоративных коммуникаций СЖД.
|