Вероятно, многие уже заметили на улицах города ярко-желтые автобусы небольшого размера и непривычного для Череповца дизайна. А те, кто ездит по маршрутам № 16 и № 27, уже три дня как имеют возможность в них прокатиться. Наш город — третий в России, запустивший у себя эту автотехнику — автобусы малого класса «Эталон». Как они попали к нам в город, и почему на них ярославские номера?
Их будет много
— Какой автобус хорошенький! Как игрушечный, — улыбается присевшая на сиденье нового автобуса на маршруте № 27 пожилая женщина.
— Я пока привыкаю к управлению, но для города автобус вполне нормальный, — рассуждает водитель.
Автобус компактный (чуть больше 7 м в длину), двухдверный, на 22 сидячих места и столько же стоячих, со специальным подъемником для инвалидных колясок. Новый, 2011 года выпуска, как утверждают дилеры.
От себя скажем: тряска есть, и за поручни лучше держаться крепче. Хотя комфортнее, чем в пазике. Собственно, на замену старым ПАЗам и были куплены новые автобусы. Пока их два, с недели на неделю закупят еще пару — тоже на маршруты № 16 и № 27. По словам дилеров, уже несколько частных перевозчиков города собираются на следующей неделе брать кредит в «Сбербанке», чтобы закупить такие же автобусы на маршрут № 3.
Откуда же приехали «игрушечные» автобусы в Череповец и не опасно ли на них ездить?
Почему БАЗы?
Производит автобусы «Эталон» Бориспольский автозавод (БАЗ), находящийся в Киевской области. Открылся этот завод в 2002 году. А не так давно в Ярославле появилась компания «Эталон-Русь», которая закупает эти автобусы и продает их в России. Стоимость — порядка 1,5 млн рублей. К слову, по Ярославлю «Эталонов» колесит уже немало, еще они есть в Москве. Представителем компании «Эталон-Русь» в Череповце и Вологодской области стала фирма «Автомиг плюс», которая и арендовала для Череповца два автобуса у ярославских коллег. Пока машины ездят с ярославскими номерами, но примерно через месяц обзаведутся местными. — Мы решили показать эти автобусы городу. Если увидим, что город их принимает, будем покупать их дальше на замену старым пазикам, — говорит заместитель директора «Автомиг плюс» Александр Китов. — У БАЗа масса преимуществ перед пазиком, — с увлечением рассказывает нам приехавший вчера из Ярославля партнер «Автомига» предприниматель Михаил Столбенко. — У новых ПАЗов обнаруживалось очень много недоделок, это «сырые» автобусы. Вплоть до того, что на двигателе в первые дни эксплуатации лопались крепления... Уверен, что у «Эталонов» такого не будет. Кроме того, по словам наших собеседников, ПАЗ дороже (на 400 — 500 тысяч), менее экологичен, «ест» больше топлива и куда менее удобен для пассажиров.
Ездят без разрешения?
Чтобы пустить новый автобус по тому или иному маршруту, нужно иметь официальный договор с мэрией (с нею согласовывают маршруты крупные перевозчики города) или — уже вторично — с организацией, которая имеет договор с мэрией. По словам директора «Автомиг плюс» Олега Музыченко, он два с половиной месяца назад привез автобусы в Череповец и до сих пор не может добиться официального заключения о том, что эти автобусы могут ездить по городским линиям. — Первоначально мы хотели новые автобусы запустить на маршрут № 3. Для этого нужно согласование с автоколонной № 1456 — это ее маршрут. Но в принципе непонятно, какие нам нужны еще заключения, если автобус имеет государственный сертификат — РФ уже разрешила! — рассказывают руководители фирмы. — И в мэрии, и в автоколонне нам говорят, что они не против, но никто не дает подтверждающего документа. И вот уже два с половиной месяца различные инстанции перенаправляют нас друг к другу... — В Ярославле первоначально была похожая ситуация: одним не нравилось, другие не хотели... Но постепенно мы взяли ситуацию в свои руки, — подхватывают рассказ коллег ярославские перевозчики. Отметим, что маршруты № 16 и № 27 закреплены за фирмой «Фортуна», с которой «Автомиг плюс» договор заключил. Как только будет договор с автоколонной № 1456 — БАЗы появятся и на маршруте № 3.
Справка "Речи":
Автобус марки БАЗ «Эталон» (городской, пригородный и междугородный). Производитель: «Бориспольский автозавод», Украина, Киевская область. Базируется на индийском шасси ТАТА, которое является лицензионным продуктом компании «Mercedes». Двигатель дизельный.