Времена, когда наши люди не ездили в булочную на такси, миновали вместе с эпохой соцреализма. В нынешних реалиях такси — по сути, один из самых распространенных видов городского транспорта, не слишком дорогого, вполне доступного «и пионерам, и пенсионерам». Но порой эта доступность оборачивается для пассажиров неприятностями — большими и маленькими.
Нареканий на таксотранспорт ничуть не меньше, чем на любой другой вид общественного транспорта. В редакцию «Голоса...» довольно часто поступают звонки от наших читателей, обиженных и недовольных сервисом перевозок. Вот один из недавних. Нам позвонила череповчанка Надежда Александровна и поведала такую историю:
— В день, когда выпал первый снег, было очень скользко. Я вызвала такси, чтобы отвезти ребенка на занятия во Дворец «Строитель». Неприятности начались сразу. Таксист приехал с опозданием, в салоне гремела музыка, и он даже не подумал убавить звук. Выезжая со двора, наехал на барьер. Потом ему позвонили. Он отпустил руль, взял в правую руку телефон, а левой потянулся к переключателю скорости. Я испугалась, закричала: «Как вы можете! Я же вам доверяю жизнь моего ребенка!» Он спокойно ответил: «Не надо нервничать». В конце концов оказалось, что он и города не знает... Кто и по каким критериям набирает этих таксистов, кто их контролирует?
За ответом на эти вопросы мы обратились к начальнику транспортного отдела мэрии Игорю Волкову.
— У нас нет рычагов воздействия на таксистов, — со вздохом ответил Игорь Валентинович. — Закон о лицензировании отменен в 2005 году.
Оказалось, муниципальные власти не имеют законной возможности контролировать их деятельность, они могут только предоставить рекомендации владельцам фирм. Даже количество таксопарков и водителей такси в городе учтено весьма приблизительно. Как нам сказали в транспортном отделе, число фирм, предоставляющих услуги такси, перевалило за 18, а водителей, которые рассекают по городу под знаком желтых шашечек, — более двух с половиной тысяч! И постоянно появляются новые.
Чтобы открыть таксофирму, нужно только свидетельство частного предпринимателя с разрешением на предоставление услуг связи. Да-да, именно так. Вы звоните диспетчеру такси. Он вызывает по рации водителя, водитель едет к вам. Это и есть «услуги связи». Даже регистрация не нужна, достаточно уведомить транспортный отдел мэрии о начале работы. Водители на легковом авто могут возить кого угодно и как угодно.
В ноябре в Госдуму был внесен на рассмотрение законопроект, согласно которому деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси должна быть лицензирована. Но пока все остается без изменений. А читателей интересует вопрос: по каким критериям набирают таксистов? Да никаких критериев в принципе не существует! Как правило, будущему таксисту достаточно иметь водительский стаж не менее года и медицинскую справку. Но это в лучшем случае, а в худшем... Недавно наши коллеги-тележурналисты провели эксперимент: позвонили в несколько таксопарков, предложив свои услуги: «У меня водительский стаж три месяца. Возьмете на работу?» И что вы думаете? По крайней мере, в трех фирмах ответили утвердительно.
Этот эксперимент телевизионщики провели после того, как полтора года назад в аварии с участием такси пострадала тележурналист «Медиа-Центра» Марина Меренкова.
— Я торопилась на прием к стоматологу, поэтому вызвала такси, — рассказывает Марина. — Не успели мы отъехать и ста метров от дома, как врезались в другую машину. Таксист должен был пропустить автомобиль на основной дороге, но не пропустил, в результате я здорово стукнулась головой. Водитель такси пытался вызвать другую машину, мол, ты поезжай дальше. А у меня голова болит, всю колотит... Я позвонила коллеге и попросила вызвать гаишников и «скорую». Оказалось, у меня достаточно сильное сотрясение мозга. Месяц провела на больничной койке. Затем весь год болела, видимо, перенесенный стресс не прошел для организма даром. А в апреле этого года подала в суд на водителя и выиграла его. Таксисту присудили выплатить 60 тысяч рублей морального ущерба. Правда, денег я пока не получила, водитель утверждает, что у него таких денег нет. Между прочим, как мне удалось узнать, к тому времени, когда случилась авария, у таксиста был водительский стаж всего два года...
Кстати, владельцы таксофирм обезопасили себя от любых судебных разбирательств. С владельцами машин, которые решили подработать в таксопарке извозом, заключается договор на аренду рации. И все. А если фирма предоставляет водителю машину для этой работы, с ним заключается договор аренды транспортного средства, где прописано, что именно арендатор несет всю ответственность за ДТП с участием такси.
На наиболее часто задаваемые вопросы по работе такси мы попросили ответить человека, который знает о сущности проблем не понаслышке. Это генеральный директор «Такси Бумер» Сергей Браулов.
— Сергей Борисович, читатели нашей газеты нередко возмущаются, что, несмотря на рекордное количество такси в нашем городе, вызвать машину утром и вечером невозможно. С чем это связано?
— С нерадивостью водителей. Утром весь поток автомобилей идет из Заречья, с «фанеры», из Зашекснинского района в город и там остается. А вечером картина меняется: из центра города такси развозят людей по районам. И таксист, который стоит на стоянке, например, в Заречье, не хочет ехать порожняком на площадь Строителей или на вокзал. Ему это невыгодно.
— Если у пассажира с водителем возник конфликт или пассажир недоволен обслуживанием, куда он может обратиться?
— Нужно позвонить в диспетчерскую службу. Диспетчер обязан принять жалобу клиента и записать ее в оперативный журнал. Если клиент оставит номер телефона, ему сообщат о принятых мерах. По крайней мере, в «Такси Бумер» все происходит именно так.
— Как вы относитесь к тому, что в последнее время нередки случаи дорожно-транспортных происшествий с участием таксистов?
— К сожалению, качество обслуживания заметно снизилось по сравнению с прежними временами. Раньше водители такси считались шоферской элитой, теперь же «таксист» стало именем нарицательным. Нужно наводить порядок. А для этого необходимо лицензирование деятельности и регулирование цен на муниципальном уровне. Это приведет к борьбе за качество обслуживания.
— А какие претензии у водителей такси к своим клиентам?
— К сожалению, в такси человек позволяет себе то, что не позволит в общественном транспорте. Например, курить или пить. Мол, я заплатил — вези меня, извозчик! И, конечно, хамство...
Татьяна Васнецова
выпуск от 16 ноября 2010 г.