Очередной комплекс новых перекрестков и дорог будет сдан к Дню города, 4 ноября. Это съезд с Ягорбского моста, ведущий на ул. Ленина, затем перекресток ул. М. Горького и ул. К.Либкнехта и — в перспективе — выезд с ул. Данилова напрямую на ул. Сталеваров.
Сейчас мостовики продолжают работы по обустройству набережной, но жалуются на все те же экономические проблемы.
— И перед нами, и перед субподрядчиками не погашены долги бюджета, — признается гендиректор мостоотряда № 61 Олег Рогачев. — У меня никто не хочет выходить работать из субподрядчиков, так как с ними не расплатились еще за прошлый год. Тем не менее мы выполнили основание набережной, сделали сваи. Но нужно финансирование...
Губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев посетовал на ошибки в расчетах. По его словам, изначально планировалось построить мост за 600 тыс. рублей, потом речь зашла о миллиарде, а сейчас бюджет проекта превышает два миллиарда, и «это еще не предел».
— Мы пойдем на дополнительные расходы. К 4 ноября, к Дню города, все строительные работы должны быть завершены, — пообещал глава области.
Мэр Череповца Олег Кувшинников тут же попросил губернатора одобрить концепцию развития муниципального предприятия «Электротранс». Согласно ей, ежегодно трамвайщики могли бы заменять или полностью обновлять по восемь вагонов.
По данным «Электротранса», перепробег почти всех работающих трамваев уже превышает 10 лет, то есть вагоны давно пора списывать. При ремонтах некоторых трамваев на их металлоконструкциях обнаруживается самая настоящая гниль. Поддерживать устаревший и морально, и технически парк специалистам удается только за счет огромного опыта и хорошей ремонтной базы.
В будущем планируется не только обновление вагонов, но и развитие дополнительных сервисов для пассажиров, например в виде беспроводного Интернета. Кроме того, сохраняется общая концепция трамвайного движения по обособленным от автомобилей путям, что могло бы сделать трамвай скоростным транспортом по сравнению даже с личным.
— Чем больше внимания мы уделяем развитию улично-дорожной сети, тем больше людей пересаживаются на личный транспорт, — констатирует Олег Кувшинников. — Нужно больше внимания уделять развитию общественного транспорта.
Возможно, что стимулировать внимание череповчан к автобусам и трамваям будут регулированием тарифа: например, введением проездных с разной стоимостью в зависимости от количества пересадок или числа поездок. Внедрение такой системы пока упирается в необходимость автоматизировать учет пассажиров, то есть выдать кондукторам считыватели или поставить на входе турникеты.
Как именно будут развиваться автобусные и трамвайные перевозки, возможно, станет понятно после разработки транспортной схемы города, которую уже выполняет специализированный петербургский институт. Но ни для кого не секрет, что ряд возможностей для развития уничтожен хаотичной застройкой последних лет, когда дома и уродливые торговые центры возникали буквально посреди дороги.
— Была допущена грубейшая ошибка, когда на Московском проспекте появился сначала жилой дом, а потом и торговый центр, — признает Вячеслав Позгалев. — Это легкомыслие теперь стоит нам миллиардов рублей на строительство других развязок и дорог. Сегодня я вижу, что ул. Ленина стоит практически от края до края. Не проехать. Нам нужно развивать общественный транспорт, нужно определяться с финансированием, взвесить возможности.
В течение 2012 года муниципалитет намерен вкладываться в транспортную сеть в основном Зашекснинского района. Речь идет об участках ул. Раахе, ул. Рыбинской и Шекснинского пр. Кроме того, возможно финансирование строительства многострадальной ул. Маяковского и — в связи с пуском нового храма в Заречье — ул. Первомайской. Пока не решен вопрос с ул. Городского Питомника, где утром и вечером стоят в пробках работники химпредприятий. Расширить проезжую часть здесь практически невозможно.
Андрей Ненастьев
20 мая 2011 г.