РЖД и ППК не являются правоохранительными органами и поэтому не имеют соответствующих легитимных полномочий воздействовать на нарушителей за курение в неположенном месте. Законодателю имеет смысл подумать об ужесточении наказания за курение в транспорте, а правоохранительным органам более настойчиво применять этот закон на практике. Пока же РЖД могут только призывать к совести граждан, апеллируя к культуре человека и его уважению к окружающим.
Почему проезд в электричках все время дорожает?! Кто принимает решение о повышении цены за проезд и на каком основании это делается?
Алевтина Виноградова
Ценообразование на билеты в пригородном сообщении имеет абсолютно прозрачную методику и складывается из двух составляющих. Первая составляющая — плата за пользование железнодорожной инфраструктурой, ее устанавливает Федеральная служба по тарифам. Все приказы и пояснительные материалы ФСТ можно найти на официальном сайте ведомства. Затраты на содержание железнодорожной инфраструктуры (путевого хозяйства) составляют примерно 40-60% тарифа, именно поэтому себестоимость билета на электричку достаточно высока по сравнению с другими видами транспорта.
Вторая составляющая тарифа — затраты собственно на перевозку. Это затраты пригородной пассажирской компании, которые включают содержание и обслуживание поездов, оплата услуг депо, сотрудников, билетных касс и т.д. Методика расчета также разработана ФСТ, и все пояснительные материалы находятся в открытом доступе на сайте ведомства.
В общественном сознании по-прежнему бытует миф, что тарифы устанавливают РЖД, поэтому и претензии по якобы завышенной цене на билеты предъявляют к железнодорожникам. На самом деле РЖД, а теперь пригородные пассажирские компании ежегодно представляют расчеты экономического обоснования тарифа властям субъекта Федерации. Именно региональная администрация (города Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской области и т.д.) утверждает итоговый уровень тарифа для населения.
Рост железнодорожных тарифов связан с объективными экономическими факторами: индексацией тарифов на электроэнергию, динамикой цен на продукцию металлургических предприятий и т.п. Федеральная служба по тарифам утверждает уровень индексации на год вперед. В 2011 году общесетевой тариф за пользование инфраструктурой РЖД для пригородных пассажирских компаний был индексирован на 8%. Следует подчеркнуть, что речь идет только об одной составляющей конечного тарифа — плате за пользование железнодорожной инфраструктурой.
Стоимость проезда для пассажиров во всех регионах определяют местные власти, поэтому уровень индексации конечного тарифа в разных регионах может отличаться. Если смотреть в территориальном разрезе, то утверждение, что тарифы везде растут, неверно. В 2011 году многие регионы вообще не индексировали тарифы на пригородные электрички, оставив их на прежнем уровне (например — Москва и Московская область).
Объясните, почему РЖД не может обеспечить каждый пригородный поезд полицейским? Почему не в каждой электричке есть представитель правоохранительных органов?
Сергей Строгин
РЖД находятся в постоянном взаимодействии с правоохранительными органами и линейными отделами милиции на транспорте. Но каждый поезд невозможно сопровождать сотрудниками МВД в связи с ограниченным количеством личного состава транспортной полиции. К сожалению, это объективная реальность, ведь ежедневно на сети железных дорог России следует свыше 7 тысяч пригородных поездов.
Оперативная работа сотрудников полиции учитывает динамику и структуру совершаемых правонарушений, определяются наиболее криминогенные поезда. Как правило, сопровождением МВД обеспечиваются поезда, курсирующие в вечернее и ночное время. В дневное время такое сопровождение осуществляется с целью профилактики правонарушений.
Кроме того, для повышения безопасности в пригородных поездах ППК заключают договора с сотрудниками местных частных охранных предприятий.
Собираются ли в РЖД закупать новые электрички?
Сергей Павлов
Пригородные пассажирские компании работают над повышением качества своих услуг, и, естественно, задумываются о закупке современных электропоездов. Электрички нового поколения от отечественных производителей уже представлены на рынке (например, электропоезд ЭД4МКМ Демиховского завода). В скором будущем начнется производство электропоездов «Ласточка». Разумеется, пассажиры хотят пользоваться новыми поездами с кондиционерами и мягкими креслами, но пока закупка таких поездов — достаточно дорогое удовольствие. Сделать заказ ППК на обновление составов поездов должны региональные власти, а эффективной этой работа станет тогда, когда из бюджета регионов будет выплачиваться 100% положенных по законодательству денежных средств.
Только обладая активами и получая государственные компенсации за регулирование тарифа, ППК станут эффективными заемщиками, то есть финансовые институты будут предоставлять им долгосрочные кредиты, в том числе и на закупку новых поездов, и на заказ модернизированных типов подвижного состава на заводах-производителях.
Что такое ППК? Где можно найти о них информацию?
Илья Смирнов
С 2011 года компания «РЖД» больше не является перевозчиком в пассажирском комплексе и полностью сосредоточена на управлении инфраструктурой и предоставлением услуг ее пользования операторам и перевозчикам. В сферу ответственности компании входит реконструкция и модернизация путевого хозяйства, диспетчеризация и обеспечение технологической безопасности работы железнодорожного транспорта. Вопросы повышения качества услуг, установления справедливого тарифа и субсидирования социальных пригородных перевозок становятся прерогативой субъектов федерации и отдельных перевозочных компаний.
В связи с изменением принципов финансирования пригородного железнодорожного сообщения у РЖД не остается возможности вести перекрестное субсидирование пригородных пассажирских перевозок за счет грузовых, как это было раньше. Таково решение Правительства России, обязательное для исполнения всеми: и железнодорожниками, и федеральными властями и руководством регионов.
С 2011 года всеми вопросами (в том числе и установкой тарифов) пригородных перевозок занимаются пригородные пассажирские компании (ППК). Пригородная пассажирская компания — специализированная компания, осуществляющая деятельность на территории определенного региона (регионов). ППК оперирует подвижным составом (электричками), несет ответственность за его состояние и обновление. Ежедневную работу по перевозкам обеспечивают сотрудники ППК: они отвечают за то, чтобы электричка всегда выходила на маршрут в должном состоянии и перевозила пассажиров из пункта А в пункт Б согласно расписанию.
С одной стороны, ППК взаимодействует с пассажирами, являющимися ее клиентами, повышая качество услуг и вводя новые сервисы, согласно их пожеланиям. С другой стороны, ППК взаимодействует с субъектом федерации, утверждая маршрутную сеть и необходимое количество рейсов, а также получая от них установленный тариф на перевозку. ППК взаимодействует также с владельцем инфраструктуры — РЖД, согласовывая графики движения поездов по сети.
Ознакомиться с деятельностью пригородных пассажирских компаний можно на их корпоративных сайтах в Интернете. Там размещаются годовые отчеты ППК, в которых подробно отражены вопросы ценообразования и результаты финансовой деятельности. В качестве наглядного примера можно посмотреть сайт ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания»
http://www.svrpk.ru. И сайт ОАО «Свердловская пригородная компания»
www.спк.рф.
Когда отремонтируют все платформы и мосты?
Алексей Е.
На сети железных дорог России насчитывается 15 тысяч железнодорожных пассажирских станций и остановочных пунктов. Обеспечение их эксплуатационной надежности является ключевым направлением инвестиционной деятельности РЖД. На единовременный ремонт всех объектов денег не хватит, тем не менее в 2011 году по программе развития пригородного пассажирского комплекса на улучшения и модернизацию посадочных платформ, вокзалов и других объектов компания направит более 3 млрд. рублей.
Модернизация станций является заботой не только железнодорожников, но и регионов, задача которых — сформулировать требования к находящейся на их территории железнодорожной инфраструктуре. И если регион полностью компенсирует компании-перевозчику выпадающие доходы, то он может предъявить требования и к состоянию платформ и переходов, предусмотреть на них навесы и современные электронные табло.
Как реформа отрасли отразится на конечном потребителе услуг РЖД — рядовом пассажире электрички?
П.Н.Красилов
Реформа устанавливает понятную и прозрачную схему работы всех участников процесса пассажирских перевозок. С точки зрения железнодорожного бизнеса пассажирские перевозки разделены на рыночный сегмент и социальные перевозки по регулируемым тарифам. Например, перевозки поездами бизнес-класса или интермодальные перевозки (аэроэкспрессы) являются рыночными, то есть окупаются и приносят прибыль. Социальные перевозки — неприбыльный и достаточно объемный сегмент, который обслуживает государственный заказ.
Заказчиком социальных перевозок на поездах дальнего следования является федеральное правительство, в пригородном сообщении — соответствующий регион (субъект федерации). Как правило, власти устанавливают уровень тарифа ниже себестоимости перевозки, делая транспортную услугу доступной большинству пассажиров. Убытки железнодорожникам компенсируются из бюджета. Такая система существует в большинстве стран и была принята на вооружение при реформировании железнодорожного транспорта в России.
Компаний-перевозчиков в одном регионе может быть несколько. Они смогут конкурировать между собой, предлагая лучшие условия, в том числе и по цене услуг. Таким образом, сегмент транспортных услуг в пригородном сообщении становится рыночным.